Условия, необходимые для формирования правильной речи:

  1. Научитесь очень внимательно слушать Вашего ребенка.
    Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора. Научитесь слушать ребенка не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться
  2. Пополняйте словарный запас.
    Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок. Что делать? Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением» Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.
  3. Развивайте фонематический слух и восприятие детей.
    Опирайтесь на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок. Систематически проговаривайте слоговые цепочки: да-та-да, та-да-да. Определяйте место звука в слове: (начало, середина, конец) р___ __р_ ____ р Выполняйте позиционный анализ: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове. Перечисляйте все звуки по порядку, определяйте количества звуков в слове. Придумывайте слова по заданной схеме. Придумывайте слова из четырех, пяти… звуков, со звуком (р). Звукобуквенный анализ и синтез слов. Обозначайте с помощью цветных схем (гласный – красный, твердый согласный – синий, мягкий согласный – зеленый).

 

Вверх