Схема нормального развития детской речи по (А.Н. Гвоздеву)
СХЕМА НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (ПО А. Н. ГВОЗДЕВУ)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период |
Подпериод, возраст |
Развитие предложения (фразы) |
Усвоение речи |
Слоговая структура слов |
Усвоение звуковой стороны речи |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем и типы предложений |
Грамматический строй |
Существительные |
Глаголы |
Прилагательные |
Местоимения, наречия |
Служебные части речи |
Звуки |
Стечения согласных |
|||
Предложения из аморфных слов-корней |
Однословные, 1 год 8 мес. |
Отдельные слова (около 27 слов) |
Нет |
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов) |
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов) |
Нет |
Нет |
Нет |
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») |
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь |
Нет |
Из двух корней, 1 год 8 мес |
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов) |
Нет |
Несклоняемые |
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай» |
Нет |
Нет |
Нет |
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается |
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный |
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк |
|
Усвоение грамматической структуры предложения |
Первые формы слов, 1 год 10 мес. - 2 года |
Рост предложения до 3-4 слов |
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны. |
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы |
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки. |
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р. |
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице) |
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не |
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах |
Твердые согласные н, т, д |
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком |
Усвоение флексной системы языка, 2 года - 2 года 6 мес. |
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами |
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы |
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и) |
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род |
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п. |
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др. |
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда |
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки |
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков |
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно |
|
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года |
Развитие сложного предложения |
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода |
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности |
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение |
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия |
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений |
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. |
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах |
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц |
Заканчивается усвоение стечения согласных |
|
3—4 года |
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений |
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы |
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» |
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок |
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных |
Усваиваются сравнительные степени наречий |
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы |
Звуковая сторона речи усвоена полностью |
|||
4 года - 6 лет |
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который |
Практически усваиваются все частные грамматические формы |
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах |
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм |
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах |
Употребляется одно деепричастие сидя |
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях |
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении |